Применение технологии полного усвоения через ра зноуровневые задания


Автор: учитель математики, Тотина Гульнара Мухтаровна
ГУ «Школа-лицей № 60» г. Астана

Введение

Учитель всегда находиться в постоянном поиске средств повышения качества образования и его оценки. Качество знаний не всегда определяется объёмом выученного материала, а скорее — умением пользоваться этим материалом. Поэтому учитель всегда стремиться воспитывать в учениках самостоятельность, способность к самоопределению, самореализации.

Так как я работаю в классах, где учащиеся имеют неодинаковый уровень обученности, то передо мной возникла проблема: как развивать познавательную активность детей, способности которых к усвоению знаний и умений требуют гораздо меньше времени и среди которых есть талантливые, которые могут учиться в быстром темпе. Как сделать так, чтобы на уроках всем было интересно? Поэтому здесь мало приемлемо стандартное ведение урока – объяснение материала, закрепление и выход к доске для решения заданий по данной теме. Передо мной встал выбор образовательной технологии, которая обеспечивает включение ученика в активную учебно-познавательную деятельность.

Одной из исходных позиций выбора технологий используется известное положение психологии о том, что никого нельзя научить, развить, воспитать извне. Извне можно только стимулировать внутреннюю активность ученика. В качестве стимуляторов выступают: учебное содержание, методы и формы обучения. Образовательная технология должна обеспечивать включение ученика в активно-познавательную деятельность. Одной из таких технологий – является технология полного усвоения, с помощью которой обеспечивается самостоятельная учебно-познавательная деятельность учащихся, как деятельность самоуправления, так как контроль в ней предусматривается промежуточный – после изучения каждого учебного элемента и после завершения работы над целыми блоками темы.

Организация учебного процесса по технологии полного усвоения.

Деятельность педагога, работающего в классах где есть одаренные дети, специфична в том, что этим детям свойственно стремление к самостоятельным творческим проектам. Педагогу важно уметь помочь ребенку создать это «свое», выразить свой замысел, свою позицию, перейти «от абстракции деятельности к реальности жизни» При этом, учителю необходимо отдавать себе отчет в том, где, в какой области развития ребенка «он в данный момент находится», что за опыт, какое качество он в данной ситуации пытается сформировать, какие средства ему для этого могут потребоваться. Сегодня сделан акцент не на то, что знает ученик, а на то, что умеет.

В связи с этим необходимо использовать новые педагогические технологии, позволяющие педагогу быть не транслятором «готовых» знаний, а занять позицию управляющего учебно-образовательным процессом, осознающим конечные результаты учебно-образовательного процесса, что позволяет технология полного усвоения.

Идея “полного усвоения” была выдвинута в 60 – е годы прошлого столетия американскими психологами Дж. Кэрролом и Б.С. Блумом.

Дж. Блок и Л. Андерсон на практике разработали соответствующую общедидактическую систему (технологию) обучения на основе “полного усвоения”.

Современное описание технологии “полного усвоения” отражено в работе М.В. Кларина “Технология обучения: идеал и реальность” – Рига: Эксперимент, 1999.

Переход на уровень технологического проектирования учебного процесса и последующая его реализация помогают учителю стать профессионалом, раскрывают его личность, выступают альтернативой формального образования.

Суть технологии «полного усвоения» выражается в следующем. По на­блюдению ученых, в зависимости от интеллектуальных способностей раз­ным ученикам требуется разное время для овладения одним и тем же учеб­ным материалом. Однако традиционно организованный учебный процесс игнорирует эту реальность и требует, чтобы все ученики выучили весь мате­риал к заданному сроку, одинаковому для всех. Но многие не успевают вы­учить, и потому далеко не все полностью усваивают материал. Недостаток времени является главной причиной «хромающих» знаний. В результате нужно так индивидуализировать занятия, чтобы каждый ученик получил столько времени, сколько надо для полного усвоения материала. Выходит, что темп усвоения у каждого должен быть свой, что позволит устранить раз­личия в знаниях и добиться полного усвоения у 95% учащихся.

Цель такого обучения состоит в создании системы психолого-педагоги­ческих условий, позволяющих в едином классном коллективе работать с ориентацией не на «усредненного» ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов.

Для организации своей педагогической деятельности я выде­лила следующие технологические условия.

1. Общая установка учителя. Суть такой установки, которой должен проникнуться учитель, работающий по этой системе, за­ключается в том, что все его ученики способны полностью усвоить необходимый учебный материал, а его задача — правильно органи­зовать учебный процесс, чтобы дать им такую возможность.

2. Определение эталона (критерия) «полного усвоения» для всего курса. Сформулировать эталон «полного усвоения» — значит отве­тить на вопрос, какие результаты должны быть получены в конце обучения (в конце отдельной темы, тематического раздела, всего кур­са). Основу эталона «полного усвоения» составляет точное описание учебных целей. Важно найти такой способ точного описания учебных целей, пользуясь которым учитель сможет по ходу обучения соотнес­ти реальный результат обучения с запланированной учебной целью.

3. Разбиение учебного материала на отдельные фрагменты (учеб­ные единицы). Каждая учебная единица представляет собой целост­ный раздел учебного материала. Прежде чем осуществить разбиение учебного материала, важно проанализировать его и при необходи­мости провести дополнительную разработку. Помимо содержатель­ной целостности, ориентиром при разбивке на разделы может слу­жить та или иная продолжительность изучения материала. После вы­деления учебных единиц определяются результаты, которые должны быть достигнуты в ходе изучения.

4. Составление диагностических тестов. Диагностические тесты составляются по каждой учебной единице. Основное назначение таких тестов — выявить необходимость коррекционной работы, вспомогательных учебных процедур.

5. Составление альтернативных и дополнительных учебных мате­риалов. Альтернативные учебные материалы составляются по каждой группе тестовых вопросов, а дополнительные материалы — в рамках одной учебной единицы. Эти материалы рассчитаны на организацию самостоятельной деятельности учащихся, в процессе которой педа­гог организует с ними работу над разрешением учебных затрудне­ний и создает условия для дальнейшего развития каждого ученика.

6. Составление разноуровневых контрольных работ. Разноуров­невые контрольные работы составляются по каждой учебной едини­це. В ходе таких работ выявляются и оцениваются знания и умения учащихся, что дает возможность получать и накапливать сведения, необходимые для успешного управления обучением, воспитанием и развитием учащихся. Определяется качество тематического образо­вательного уровня знаний и умений.

7. Выбор оптимальных методов, форм и средств деятельности учителя и деятельности учащихся. Методы, формы и средства должны быть направлены на повышение эффективности и резуль­тативности процесса обучения.

8. Ориентация учащихся. Учитель подробно останавливается на том, что должны усвоить учащиеся и как они будут учиться, чтобы доcтичь «полного усвоения».

Ход учебного процесса и методические рекомендации по его организации.

Блок уроков — это фрагмент процесса обуче­ния, в течение которого учащиеся усваивают некоторую отдель­ную порцию учебного материала, этапы освоения изучаемого материала можно представить в виде следующей таблицы.

Этапы освоения изучаемого материала (учебной единицы) Организационно – педагогическая направленность
1. Изучение нового материала Индивидуализация учебного процесса
2. Диагностическое тестирование Проверка базового уровня
3. Уроки коррекции и развития.

Коррекция: повторение (на качественно новом уровне) закрепление повторная диагностическая работа.

Развитие: продвинутый уровень углубленный уровень.

Дифференциация учебного процесса
4. Итоговый контроль.

Обязательный уровень

Продвинутый уровень

Углубленный уровень.

Проверка результатов обучения.

Цель занятий по изучению нового материала. Введение учебного материала с учетом закономерностей процесса познания при вы­сокой мыслительной активности учащихся. Выделение уровня обязательной математической подготовки для всех учащихся и од­новременное создание условий для достижения более высоких ре­зультатов теми учащимися, которые проявляют склонность и ин­терес к предмету.

Изложение нового материала и его проработка учащимися про­исходит традиционно. Определяется общеобразовательный мини­мум, который должен быть усвоен всеми учениками. Учебная де­ятельность проходит на основе ориентиров, которые представляют собой точно и конкретно сформулированные учебные цели (их пе­речень уже объявлен учащимся как эталон, на основе которого бу­дут оцениваться их учебные результаты). В рамках этого общеобра­зовательного минимума, содержание которого дифференциация затрагивать не должна, возможной становится лишь индивидуали­зация учебного процесса, причем такая, которая в идеале сможет гарантировать достижение всеми учащимися учебных целей этого минимума.

Цель диагностического тестирования. Выявление пробелов в зна­ниях учащихся по изученной теме, классификация типичных оши­бок. Установление уровня усвоения учащимися изученного материала без представления результатов их обучения. Определение учеб­ных возможностей обучаемого и путей его продвижения в рамках учебной единицы.

На протяжении всего курса обучения каждый ученик получает серию диагностических тестов, которые проводятся после изуче­ния каждой учебной единицы и предназначены для руководства его продвижением. Сведения по результатам проверок служат только для того, чтобы ученик мог легче обнаружить неясности или ошибки и исправить их, а учитель — определить уровень обученности ученика, причины того или иного отклонения достигну­тых результатов от запланированных ранее.

Цель коррекционных занятий. Обеспечение усвоения обязательного уровня всеми учащимися как основы для диффе­ренциации в обучении. Предоставление возможности ученику по­вторно проработать, но на новом качественном уровне (самостоя­тельно, с помощью учителя или консультанта) те разделы учебной единицы, которые остались не усвоенными им. Проведение по­вторного диагностирования знаний, умений и навыков ученика.

Цель развивающих занятий.

Продвинутый уровень. Повышение образовательного уровня учащихся на основе базовых знаний, умений и навыков, приме­няемых в новой ситуации. Совершенствование умений учащихся рационально организовывать свою учебную деятельность и разви­тие способности к рефлексии и оцениванию. Формирование у уча­щихся умения обобщать и систематизировать учебный материал с целью восприятия математики как цельной науки.

Углубленный уровень. Превращение ребенка, заинтересованно­го в самоизменении и способного к нему, в субъект учения. Обес­печение развивающего эффекта обучения, дающего возможность учащимся самостоятельно строить математические модели наибо­лее важных практических задач, решать их и ориентироваться в не­стандартных ситуациях. Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся и ее корректировка.

Цель контрольной работы. Проверка качества и уровня сформи­рованности знаний, умений и навыков учащихся по теме, разделу, курсу. Обнаружение пробелов в знаниях, умениях и навыках уча­щихся с целью внесения корректив в процесс обучения. Заключительная проверка знаний, умений и навыков по всему курсу (разделу, теме) проводится в форме разноуровневой контроль­ной работы, которая позволяет проследить логику рассуждений ученика.

Общая организация учебных занятий может быть представлена в виде следующей блок-схемы.

Покажу применение такой системы на примере изучения темы “Сложение и вычитание десятичных дробей» в 5-ом классе.

Цель: Повторение основных правил сложения и вычитания десятичных дробей. Развитие навыков самостоятельного применения знаний.

І. Изучение нового материала учащимися происходит традиционно. Определяется общеобразовательный минимум, который должен быть усвоен всеми учениками. Изучение нового материала организовано поэтапно:

  • этап объяснения;
  • этап решения опорных задач или решения задач минимального уровня;
  • этап обобщения.

II. Диагностический тест проводится с целью обнаружения пробелов в знаниях учащихся, классификации типичных ошибок, выявления необходимости коррекционной работы. Если учащийся выполнил 90 -100% работы правильно, то он получает оценку “4” или “5”. Если ученик выполнил меньше 90 -100% работы, то это означает необходимость коррекционной работы.

Диагностический тест № 1. Тема: «Сложение десятичных дробей».

1. Выберите верную запись сложения чисел 5,41 и 32,6 в столбик:

а) + 5,4 1 б) + 5,4 1 в) + 5,4 1 г) ответ не найден.

3 2, 6 ; 3 2, 6 ; 3 2,6 ;

2. При сложении чисел 3,571 и 4,429 получили 8.

а) да; в) не знаю;

б) нет; г) ответ не найден.

3. Сумма чисел 1,13 и 2,3 равна:

а) 1,36; в) 3,16;

б) 3,43; г) ответ не найден.

4. Сумма чисел 132 и 23,85 равна:

а) 25,17; в) 155,85;

б) 37, 05; г) ответ не найден.

5. Сумма чисел 18,004 и 219 равна:

а) 237,004; в) 39,904;

б) 18,223; г) ответ не найден.

6. Если а = 1,09, то значение выражения 12,37 + а равно:

а) 13,46; в) 22,46;

б) 23, 27; г) ответ не найден.

7. При увеличении числа 2495,989 на 58,49 получили:

а) 2554,038; в) 2501,838;

б) 2554, 479; г) ответ не найден.

8. Сумма чисел 356,29 и 1 равна:

а) 356,30; в) 357,29;

б) 1; г) ответ не найден.

9. Какое число представлено в виде суммы разрядных слагаемых

0,8 + 0,002 + 0,00004?

а) 0,80024; в) 0,80204;

б) 0,824; г) ответ не найден.

Учет результатов диагностического теста можно зафиксировать в виде следующей таблицы.

Ф.И. ученика 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Типичные ошибки Оценка
Ахметов С. + + + + + + + + + + Усвоил 5
Петрова А. + + + + + Не усвоил
Кравчук Е. + + + + + + + + + Усвоила 4

III. Коррекционно-развивающие занятия

После выполнения диагностического тестирования ученики разделяются на две группы: достигших и недостигших “полного усвоения” знаний и умений. Класс разбивается на “группу углубления” и “группу коррекции”. Основной формой организации учебной деятельности учащихся на таких уроках является групповая.

Учащиеся “группы углубления” самостоятельно решают задачи продвинутого и углубленного уровней. Групп может быть несколько, но не более пяти человек в одной группе.

Дополнительный материал. Продвинутый уровень. Тема: «Вычитание десятичных дробей».

  1. Выполните вычитание:

а) 88,351 – 87,43; б) 1,3 – 0,0037; в) 68,32 – 6,832.

  1. Найдите значение выражения:

а) 6,7 – (4,2305 – (0,79 – 0,206));

б) (7,1 – 0,01) – (5,6 – (0,999 + 0,001) + 7,3 – 5,23).

  1. Упростите выражение и найдите его значение:

а) (9,48 + а) – 4,48 + 5,38 при а = 0,52;

б) 17,56 – (14,16 + 1,35) + с при с = 11,25.

  1. Решите уравнение: (х + 2,473) + 1,3 =20.
  2. Скорость катера по течению реки равна 27,3 км/ч. Найдите собственную скорость и скорость катера против течения, если скорость течения реки 2,55 км/ч.
  3. В первый день клевер был скошен с площади 18,37 га, что на 5,7 га больше, чем во второй день, и на 2,21 га больше, чем в третий день. С какой площади был скошен клевер за эти три дня?
  4. Наибольшая глубина Тихого океана равна 11,022 км, Атлантического на 2,280 км меньше, Индийского еще меньше на 1,013 км, а Северного Ледовитого океана еще меньше на 2,202 км. Чему равна наибольшая глубина Северного Ледовитого океана?
  5. Как изменится разность 205, 6 — 84,7, если уменьшаемое уменьшить на 19,6, а вычитаемое увеличить на 80,5?
  6. Уменьшаемое увеличили на 0,3, а вычитаемое осталось без изменения. Что произошло с разностью?
  7. Вычитаемое увеличили на 0,125. Что произошло с уменьшаемым, если разность не изменилась?
  8. Восстановите пропущенные цифры:

а) _ *, 2 * б) _ * 6, * 7 *

2, * 8 * ; *, 0 * .

1, 4 4 7 2 6, 8 6 5

  1. Составите выражение для решения задачи по рисунку и найдите его значение:

В

? 13,2 дм

Р = 61,128 дм

А С

21,67 дм

Если Вы выполнили задания правильно, то найдете ответы на некоторые из них среди этих чисел: 0,921; 1,2963; 61,488; 0,42; 13,3;16,227; 47,2 га; 5,527 км.

Дополнительный материал. Углубленный уровень. Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей».

  1. Ученик придумал несколько примеров на сложение десятичных дробей, и забыл поставить запятые. Расставьте запятые.

а) 42 +17 = 212; в) 3 +108 = 408;

б) 736 – 336 = 4; г) 63 – 27 = 603.

  1. Вместо звездочки поставить знаки «+» или «-» так, чтобы равенства были верными:

а) 7,9 * 3,4 * 4,2 = 7,1; б) 6,1 * 13,5 * 12,4 = 5.

  1. Выполните наиболее рациональным способом:

17,56 + (9,28 – 5,56) – (7,01 – 4,72).

4. Докажите, не выполняя вычитания, что разность чисел 27,6 и 6,965 находится среди чисел ряда: 20,635; 20,645; 20,655; 20,685; 20,695.

  1. Туристы вышли из лагеря и в направлении на юг прошли 7,9 км. Затем они изменили направление и прошли на север 12,3 км, далее их маршрут менялся так: на восток – 6,4 км, на юг – 4,4 км, на запад – 2,7 км. В каком направлении, и на каком расстоянии от лагеря оказались туристы в конце маршрута?
  2. Три неразлучных друга – Винни-Пух, Кролик и Пятачек – решили узнать свою массу. Но шкала весов до 20 кг была повреждена. Поэтому Винни-Пух взвесился стачала с Кроликом, получилось 22,7 кг; затем с Пяточком, получилось 23,5 кг; а затем они взвесились все вместе и получили 26,4 кг. Какова масса каждого из друзей в отдельности?
  3. Найдите число, которое было бы больше 3,43 на столько, на сколько 15,79 меньше 18,06.
  4. Как изменится разность, если уменьшаемое уменьшить на 0,7, а вычитаемое увеличить на 0,3?
  5. Когда уменьшаемое увеличили на 4,3, а вычитаемое уменьшили на 1,1, то разность стала равной 18,2. На сколько вычитаемое было меньше уменьшаемого?
  6. Решите уравнение: 3(х – 4,5) – (х – 4,5) = 6.
  7. Найдите недостающие числа в цепочке вычислений:

— 12,6

100 87,6 у 67,1

— х -z

После выполнения работы каждая группа под руководством учителя проверяет и обсуждает решение задач. Это происходит в конце урока.

“Группа коррекции” работает под руководством учителя в начале урока. По результатам диагностического тестирования сначала выделяются типичные ошибки, допущенные большинством учащихся. По этой части материала учитель проводит объяснение со всей группой. Затем начинается индивидуальная работа по допущенным ошибкам. Здесь можно объединить учеников в малые группы по 2-3 человека. Они работают по карточкам, которые содержат:

а) краткий справочный материал;
б) пример решения задачи;
в) задачи для самостоятельного решения.

Карточки заданий для группы коррекции могут быть разными, в зависимости от типичных ошибок, допущенных в диагностическом тесте. Самостоятельная работа учащихся группы “коррекции” проверяется учителем.

IV. Итоговый контроль. Проводится в виде разноуровневой контрольной работы.

Контрольная работа. Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей».

Обязательный уровень.

Задание №1. Выполните действия:

а) 43,76 + 8,543; в) 0,41 – 0,385;

б) 4,5 +15; г) 25 – 2,68.

Задание №2. Решите уравнения:

а) х + 0,83 = 1,1; б) 6,7 – у = 2,8.

Задание №3. Выполните действия: 300 – (6,56 – 3,568 +193).

Задание №4. Собственная скорость катера 14,3 км/ч. Скорость течения реки 3,8 км/ч. Найти скорость катера по течению и против течения реки.

Продвинутый уровень.

Задание №5. Мальчик поймал трех рыб. Масса первой рыбки 0,375 кг, масса второй на 20 г меньше, а масса третьей на 0,11 кг больше массы первой рыбы. Найдите массу трех рыб.

Задание №6. Решите уравнение: 3,84 – (х + 0,89) = 2,3.

Углубленный уровень.

Задание №7. Как изменится разность, если уменьшаемое увеличить на 3,2, а вычитаемое уменьшить на 0,2?

№ вопроса 1 2 3 4 5 6 7
ответ а 52,303 0,27 104,008 18,1 км/ч 1,215 0,65 Увеличится на 3,4
б 19,5 3,9 10,5 км/ч
в 0,025
г 22,32

Работа по технологии “полного усвоения” позволяет вырабатывать у учащихся способность к самостоятельному умственному труду, исследовательской деятельности, умению работать в сотрудничестве со сверстниками. Технология дает возможность усвоения учебного материала в объеме и в сроки, определяемые психофизическими особенностями личности.

Система работы с одаренными детьми предполагает включение в себя следующих компонентов:

— выявление одаренных детей;

· развитие творческих способностей на уроках;

· развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);

· создание условий для всестороннего развития одаренных детей.

Прежде всего, одарённых детей надо уметь выявить. Эту непростую задачу ставлю с первых дней школьной жизни детей, развивая творческие способности, исследовательские умения и навыки, решая проблему совместной деятельности. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного. Одарённость ребёнка проявляется в жажде поиска новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности.

Одарённых детей определяю путём беседы и опроса родителей, методики диагностики (А.И.Савенков), тестирований, наблюдения и сравнения учебных результатов и достижений, анализа внешкольной деятельности детей и её результативности. К группе одарённых детей отнесла обучающихся, которые имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления, испытывают радость от умственного труда.

Определив одарённых ребят, нужно научить их думать, предпринимать всё возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. В работе с одарёнными детьми руководствуюсь такими принципами, как: индивидуализации обучения, свободы выбора дополнительных образовательных услуг, максимального разнообразия предоставляемых возможностей, возрастания роли внеурочной деятельности, особого внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися, создания условий для совместной работы учащихся, для проектно – исследовательской деятельности.

Работа с одарёнными детьми проводится в урочное и внеурочное время. Содержание работы с одарёнными детьми определяется в рамках каждой из учебных дисциплин. Для одарённых детей главное – обучение не столько фактам, сколько идеям и способам, методам, развивающим мышление, побуждающим к самостоятельной работе, ориентирующим на дальнейшее самосовершенствование и самообразование.

Важным моментом для меня и моих учеников является этап обобщения, т. е. участие детей в различных конкурсах, выставках, фестивалях, дистанционных викторинах и олимпиадах. Они позволяют школьнику познать себя, дают возможность утвердиться в собственных глазах. Моя работа сводится к отбору конкурсов и олимпиад, организации проведения дистанционных олимпиад, консультационным занятиям. Обучение и воспитание одаренных детей я рассматриваю как целостный педагогический процесс, направленный на комплексное развитие общих и специальных способностей, личностных качеств.

Рекомендации учителям, работающим с одаренными детьми.

Как показывает практика, наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с высоко одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.

Учителю-предметнику в работе необходимо:

1.Составить план занятий с ребенком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественно — научные, музыкальные и т.д.), психические особенности ребенка.

  1. Определить темы консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам.
  2. Выбрать форму отчета ребенка по предмету (тесты, вопросы и т.д.) за определенные промежутки времени.
  3. Ребенку предоставить:
  • название темы.
  • план изучения темы
  • основные вопросы
  • понятия и термины, которые он должен усвоить
  • практические работы
  • список необходимой литературы
  • формы контроля
  • задания для самопроверки

4.Для анализа результатов работы оформить таблицу:

  • предмет
  • дата и время консультаций
  • главные рассматриваемые вопросы
  • время работы с темой по программе
  • фактическое затраченное время
  • дополнительные вопросы, не предусмотренные программой
  • невыясненные вопросы
  • причины отклонений от сроков.

5. Учителю необходимо быть доброжелательным и чутким, учитывать психологические особенности ребенка, поощрять его творческое и продуктивное мышление, стремиться к глубокой проработке выбранной темы.

Заключение.

В современном мире очень актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных и талантливых детей. Правильное построение взаимоотношений одаренного ребенка с окружающим миром позволит ему наиболее полно проявить свои способности.

Особенно остро встает этот вопрос в подростковом возрасте, так как именно в этом возрасте формируется самосознание, нравственные убеждения, мировоззрение, интересы. Очень важно создать благоприятную психологическую обстановку для одаренного ребенка, которая поможет преодолению разрыва между интеллектуальным и личностным развитием и будет способствовать их развитию.

Сегодня создаются специальные программы для работы с одаренными детьми, школы во многих странах перестраиваются в сторону дифференцированного обучения. Наиболее известные программы работы с одаренными детьми :методика полного усвоения Дж.Кэррол и Б.Блум, программа С.Каплан, педагогика индивидуализации Р.Кузине, “Свободный класс” Гилфорда, “Три вида обогащения учебной программы” Рензулли и “Таксономия целей обучения” Блума.

По моим наблюдениям, важной задачей является научить каждого ребёнка и сильного и слабого до того уровня, на какой способны дети в данный момент. С технологией «полного усвоения» эта проблема решаема для любого учителя : новичка или профессионала.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М., 2000.
2. Куркин Е.Б. Технологизация образования-требование времени — Школьные технологии — №1 — 2007.
3. Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. — М., 1990.
4. Юнина Е. А. Технологии качественного обучения в школе. — М., 2007.

5.Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. — М , 1989

6. Гончарова Т.Д. “Обучение на основе технологии “полного обучения”,2004

7.Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.

8.Брюно Ж. и др. Одаренные дети: психолого-педагогические исследования и практика. // Психологический журнал. – 1995.- №4.

9.Чистякова Г.Д. Творческая одаренность в развитии познавательных структур. // Вопр. психологии. – 1991.- №6.

10.Одаренные дети. Пер. с англ./ Под общ. ред. Бурменской Г.В., Слуцкого В.М. – М., Прогресс, 1991.

11. Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М.,1992.

Оставьте комментарий

Filed under ЖАҢА МАТЕРИАЛДАР

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.