Растения и животные луга


Адильбаева Гульмира Сабитовна

Учитель начальных классов

г. Астана КГУ «Средняя школа № 23»

Открытый урок по познанию мира.

Тема: Растения и животные луга

Цели урока:

1. Сформировать представления учащихся о луге, как природном сообществе

2. Развивать познавательную активность детей, интерес к уроку познания мира, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы; познакомить с животными и растениями лугов и их особенностью; показать связь между природой и деятельностью человек.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: интерактивная доскапрезентация, модели лугов, картинки, кластер.

Ход урока

1. Организационный момент

Психологический настрой

— Улыбнитесь друг другу.(звучит музыка)

— Давайте представим, что мы на цветущей поляне, ярко светит солнце. Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок развивает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание.

2. Проверка домашнего задания.

Анаграмма.

Нужно составить из букв слова ( черепаха, корсак, сурки, барсуки, волк, мамонт, медведь)

4. Новый материал.

Каждая группа должна поставить цель. Применение ЗХУ.

Сегодня на уроке познания мира мы познакомимся с сообществом луг, с представителями растительного и животного мира данного сообщества.

— Ребята, а что такое луг в вашем представлении? (Это много цветов, травы летают бабочки, пчёлы, шмели. Растут травянистые растения, совсем нет деревьев и кустарников, поверхность земли достаточно ровная).

Нам предстоит выяснить так ли это?

Работать на уроке будем по группам

Попробуем разобраться — что такое луг?

— Перед вами 4 картинки.

— Исключите картинки, которые, по вашему мнению, не относятся к сообществу луг. Почему?

Сегодня мы побываем на лугу, узнаем, какие растения, и животные там обитают, как они связаны между собой, какое значения имеет луг для человека.

Презентация Животные и растения луга.

Вывод: Лугами называют безлесные площади, занятые травянистыми растениями. Эти растения любят свет и тепло, поэтому растут на открытой местности.

— Как вы думаете, где располагаются луга?

Обычно луга располагаются по берегам рек и озер. Эти луга — одни из самых лучших. Во время весеннего половодья вода заливает прибрежные территории и выносит на них много ила. Ил обогащает почву перегноем. Поэтому травы здесь особенно быстро разрастаются. Эти луга так и называются — заливные. Слайд пойменный (заливного) луга. Поэтому здесь нет деревьев. Они не выживут — вымокнут. Деревья на лугах можно увидеть небольшими группами только на возвышенностях, где в почве меньше влаги. Люди никогда не селятся на лугах, т. к. в половодье зальёт жильё.

Слайд цветочного луга.

А эти луга можно встретить как на равнинах, так и в горах. Называют такие луга — цветочные. Красивы луга в летнюю пору, высоко стоят травы. Росистым, сверкающим всеми цветами радуги бывает луг ранним утром. Жарким днем наполнен он густым ароматом и яркой пестротой цветущих трав, над которыми порхают бабочки, жужжат пчёлы, гудят шмели. Эти луга, расположенные на равнинах вне пойм.

— Можно ли проследить ярусность среди растений луга?

— Почему одни растения выше, а другие — ниже?

Вывод: луговые травы растут ярусами — этажами; выше всех светолюбивые, ниже — теневыносливые.

— Назовите основные признаки луга.

— Основной признак луга — многолетняя трава, разнотравье.

— Попробуйте сами дать определение луга.

Вывод: Луг — это природное сообщество, большая территория с многолетними травами.

Вывод (Делают учащиеся)

Луг — это участки земли с достаточным количеством влаги, на которых растут влаголюбивые травянистые растения.

— Как вы думаете, какие животные и растения обитают на лугах?

— Сейчас мы и узнаем.

Работа по группам.

1,2 группа (растения луга),

3,4группа (животные луга) —Составляем кластер

Более подробно узнаем о животных и растениях.

1,2 группа составляет и заполняет кластер.

Какую окраску могут иметь животные луга? (Трава и стебли цветов -зелёные, значит: легко остаться незамеченными зелёным животным; цветы — разноцветные пёстрые — значит животным пёстрым и разноцветным можно спрятаться на фоне земли).

— На лугу должны быть хищники или нет? (Должны, чтобы не развелось слишком много животных, питающихся растительной пищей, чтобы не была уничтожена вся растительность)

— Какой основной корм могут найти травоядные животные на лугу? (Пыльца и нектар цветов, листья и корни растений, семена растений)

— Какие приспособления должны иметь животные, которые питаются нектаром и пыльцой растений? (Они должны иметь крылья, чтобы добраться до цветка, и специальный хоботок, при помощи которого нектар добывается)

3,4 группа составляет кластер и делится выводами.

— Что объединяет растения луга? (Растут на открытой местности. Любят свет и тепло)

— Какие растения растут на лугу? (Есть растения, которые любят и едят живот¬ные. Их называют кормовые травы. На лугу много цветущих растений. Есть на лугу и ядовитые растения. (сон-трава, лютик, чисто-тел, дурман). Многие из этих растений являются лекарственными.

Показ гербария.

— Какое луговое растение поможет при простуде? (ромашка лекарственная)

— Какое луговое растение поможет при болезни желудка? (тысячелистник)

— Отвар, из какого растения освежит и успокоит? (мята)

— Какое луговое растение от 99 болезней? (зверобой)

(Растения в пачках заварить травку для укрепления иммунитета угостить гостей)

— Как растут луговые растения? — Видите, какие разнообразные живые существа обитают на лугу. Они связаны друг другом. Пчёлы собирают пыльцу и в тоже время опыляют растения. Птицы следят за тем, чтобы насекомых и гусениц не было слишком много. Иначе они погубят растения.

5. Закрепление материала

Мы убедились в разнообразии животного и растительного мира луга.

— Попробуем составить цепь питания

— растение — насекомые — птицы

— растение — насекомые — животные — птицы

— Что произойдет, если мы уберем насекомых?

— Уберем птиц.

— Теперь, попробуем ответить на главный вопрос, является ли луг природным сообществом и почему?

— Бабочка, пчелы, шмели, мухи.

— Насекомые.

— Чтобы опылять и размножать потомство цветов.

— Для птиц.

— Перепел, трясогузка, коростель.

— Птицы.

Уничтожать излишки насекомых.

Полевки, мыши

Уничтожать излишки насекомых, корм хищников

— Дождевые черви, жук-навозник, кузнечики, крот.

— Пользу: рыхлят землю, удобряют почву, корм птицам.

Вывод: делают дети

На лугу живет много насекомых, т. к. много растений; много птиц, т. к. много насекомых; много грызунов, т. к. много злаковых растений.

Взаимосвязь существует, т. к. растения опыляются насекомыми, которыми питаются птицы, чтобы их было немного и погубит пищу.

— Сообща.

— Не будут опыляться растения, погибнут птицы.

— Погибнут растения, т. к. их съедят гусеницы.

— Да, т. к. все взаимосвязано.

Работа в группах.

Давайте вместе выберем, какие растения и животные обитают на лугу.

(у детей карточки с различными растениям и животными надо отобрать растения и животных луга создать свой луг 1 группа и 2 группа)

Защита модулей

1,2 группа — Растительный мир.

Вывод: Мы видим, как богат растительный мир луга. Летом в их почве много влаги. Поэтому здесь нет деревьев. Луговые травы растут ярусами — выше — светолюбивые, ниже — теневыносливые. Растения приспособились к условиям: перепадам температуры зимой и летом, снежная зима, смена дождливых и засушливых дней.

3,4 группа — Животный мир

Вывод: Оказывается Луг, это не только участок суши, покрытый растительностью, это еще и внутри живой организм — дом и стол для насекомых, птиц, грызунов. Объекты неживой природы солнце и вода способствуют развитию живой природы. Объекты внутри природы также связаны между собой цепочкой взаимодействия.

Значение луга в жизни животных.

Как вы думаете, какое значение в жизни человека играет луг

Подведение итогов. Рефлексия

Над какой темой мы с вами работали?

— Почему луг называется природным сообществом?

— Интересна ли вам была эта тема?

— Если интересна, то чем?

Оценивание.

Самые красивые обитатели лугов это бабочки. Оцените свою работу на уроке.

Если вы работали, на 5 на модель луга прикрепите бабочку махаон, если на 4 то прикрепите бабочку адмирал, если на 3, то прикрепите бабочку луговой мотылёк.

— А я в свою очередь хочу вам сказать, ребята, спасибо за активную работу на уроке, за ваш интерес и улыбки.

Информация о домашнем задании.

Оставьте комментарий

Filed under ЖАҢА МАТЕРИАЛДАР

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.