Оразбаева Сауле Жаксылыковна


г.Алматы Наурызбайский район

КГУ «Школа –гимназия №174 »

Учительница русского языка и литературы

Оразбаева Сауле Жаксылыковна

Школа, класс школа – гимназия № 174

9 «Ә» класс

Тема урока СПП с придаточными места
Цели урока: научить учащихся отличать СПП с придаточными места, составлять предложения с разными придаточными.
Критерии

успеха:

учащийся достиг цели, если приобретает навыки работы в группе, формулирует собственную точку зрения, сумеет отличить СПП с разными придаточными.

Большинство учащихся будут уметь: отличать СПП от других предложений, составлять сложные предложения.

Языковые цели: учащиеся могут выделить грамматическую основу предложения.

Ключевые слова и фразы: СПП, союзы, союзные слова, придаточное предложение.

Вопросы для обсуждения:

СПП-

Главное предложение –

Придаточное предложение –

Подчинительный союз —

Союзное слово —

Привитие ценностей: бережное отношение к природным ресурсам и окружающей среде.
Межпредметные связи: литература.
Использование ИКТ: ноутбук, интерактивная доска.
Предварительные знания: Из предыдущих уроков известны виды СПП: СПП с обстоятельственными, изъяснительными, определительными придаточными.
Ход урока
Этапы урока Содержание Ресурсы
Начало

Середина

Психологический настрой. «Комплименты друг другу»

( ученики должны сказать комлименты друг другу. Происходит деление на группы 1, 2, 3).

Учитель знакомит с критериями оценивания.

  • Активность на уроке
  • Полные ответы
  • Грамотная речь
  • Знание теоретического материала
  • Умение применять знания и навыки

Активизация знаний.

«Корзина идей». «Вызываются» из памяти учащихся все, что имеет отношение к сложному предложению, происходит обобщение накопленного опыта и подготовка к восприятию нового материала.

Восприятие новой темы.

Переведите на русский язык предложения

Қар еріген жерде шөп шыға бастады. Жол тауға көтерілген жерде үш қайың өсіп тұр. Бұрыңғы жазық далада қазір жаңа үйлер салынған.

Учитель: Сегодня мы с Вами должны получить информацию о СПП с придаточными места, познакомиться и с их основными особенностями.

Записать предложения на доске.

Объясняет задания группам

1группе – разобрать два переведенных предложения на доске.

2 группе – составить схемы предложений.

3 группе – составить обобщающую схему к СПП с придаточными места.

Просмотр познавательного фильма «Зеленая экономика»

  • О чем этот фильм?
  • Какая проблема поднимается в нем?
  • Словарная работа.

«Зеленая» экономика — это экономика, направленная на сохранение благополучия общества, за счет эффективного использования природных ресурсов, а также обеспечивающая возвращение продуктов конечного пользования в производственный цикл.

Творческая работа.

1группе — Переделать простые предложения в СПП.

Нынешнюю модель экономики называют «коричневой экономикой» за её грязное отношение к природе и жажду сиюминутной наживы. Для перехода от экономики «коричневой» к «зеленой» нужно многое изменить. Сегодня мир уже делает первые шаги к переходу от экономики «коричневой» к «зеленой»:

— повышаются налоги на загрязнение окружающей среды

— поощряется производство экологически чистых продуктов

— создаются экологически безопасные технологии

— финансируется развитие общественного транспорта.

2 группе — Найти продолжение предложений, определить типы придаточных, сделать схемы.

Природа умирает, а ….

Понадобятся годы,

У нас есть возможность выращивать свои чистые продукты, …

Самые серьезные ученые, ведущие специалисты мировой экономики и политики съезжаются в Казахстан, …

Слова для вставок: чтобы обсудить будущее планеты; которых так не хватает миру; новое поколение обречено на безрадостную жизнь в каменных джунглях; чтобы преодолеть нехватку нефти, воды и угля.

3 группе – составить небольшой список рекомендаций как можно уже сегодня создавать «чистое» будущее.

  1. Отключайте оборудование! Например, выключите свет в комнате, если не находитесь в ней, а также не оставляйте включенными в розетке приборы, если не используете их в данный момент.

Тестирование

Рефлексия.

  • Что ты узнал на уроке?
  • Чему научился?
  • За что себя можешь похвалить?
  • Какие задания оказались трудными?
  • Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
  • Свой результат могу оценить так

Домашнее задание

Упражнение 139

видеоколлекция

https://bilimland.kz/ru

Творческая работа.

1группе —Переделать простые предложения в СПП.

1. Нынешнюю модель экономики называют «коричневой экономикой» из — за её грязного отношения к природе и жажды сиюминутной наживы. 2. Для перехода от экономики «коричневой» к «зеленой» нужно многое изменить. 3. Сегодня мир уже делает первые шаги к переходу от экономики «коричневой» к «зеленой»:

— повышаются налоги на загрязнение окружающей среды

— поощряется производство экологически чистых продуктов.

2 группе —Найти продолжение предложений, определить типы придаточных, сделать схемы.

  1. Природа умирает, а ….
  2. Понадобятся годы,
  3. У нас есть возможность выращивать свои чистые продукты, …
  4. Самые серьезные ученые, ведущие специалисты мировой экономики и политики съезжаются в Казахстан, …

Слова для вставок: чтобы обсудить будущее планеты; которых так не хватает миру; новое поколение обречено на безрадостную жизнь в каменных джунглях; чтобы преодолеть нехватку нефти, воды и угля.

3 группе – составить небольшой список рекомендаций, как можно уже сегодня создавать «чистое» будущее.

  1. Отключайте оборудование! Например, выключите свет в комнате, если не находитесь в ней, а также не оставляйте включенными в розетке приборы, если не используете их в данный момент.

Тесты

  1. Укажите союз в предложении: Лошадь не могла сдвинуть воз, потому что заднее колесо соскочило.

А) временный

В) сравнительный
С) причинный

2. Укажите сложноподчиненное предложение

А) Сердце мое билось так сильно, что я придержал его рукой.

В) Прохладой дунуло, и прошлогодний лист зашелестел в траве.

С) Небо заволокло тучами, и по земле гулял ветер.

3. Укажите вопросы, на которые отвечают придаточные места:

А) Какой? Чей?

В) Падежные вопросы.

С) Где? Куда? Откуда?

4. Укажите тип придаточного обстоятельственного в предложении

Я сунул листок в карман и выскочил на лестницу, чтобы меня не задержали.

А) цели

В) причины

С) времени

5. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным условным.

А) Налетел порыв ветра с той стороны, откуда мы его вовсе не ожидали.

В) Пока варился чай, я успел сделать несколько фотографических снимков.

С) Раз мы начали говорить, то лучше договорить все до конца.

Оценивание учащихся

Имя учащегося Активность на уроке Полные ответы Грамотная речь Знание теоретического материала Умение применять знания и навыки Итого баллов

Оставьте комментарий

Filed under ЖАҢА МАТЕРИАЛДАР

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s

This site uses Akismet to reduce spam. Learn how your comment data is processed.